Интервью с другими ВШ

Интервью с другими ВШ

Много церковных школ в Московской епархии. И большие есть, и маленькие. И с солидным опытом, и только что образованные. Наверно, каждая достойна упоминания и отдельного рассказа. Но можно ли объять необъятное и рассказать о них? В редакции решили, что можно. И сформировали выездную бригаду во главе с членом редколлегии священником Олегом Матвейченко. А он взял да и сделал детей из воскресной школы «Надежда» внештатными корреспондентами «Православной школьной газеты».

В выездной бригаде справедливо решили, что рассказ о школе должен быть полным. Поэтому вооружились 4 диктофонами и определили стратегию: по приезде на место делимся на 4 группы и вступаем в диалог с 4 категориями лиц: 1) настоятелем храма и клириками, занимающимися образовательной деятельностью, 2) преподавателями-мирянами и ответственными лицами, если школа располагается в муниципальном образовательном учреждении, 3) родителями, 4) конечно же, детьми. Беседуем обо всем и делимся опытом. Надеясь, что это будет взаимовыгодно.

 

 

 

Воскресная школаТроицкой церкви на Репнег. Коломны



Очередной выезд корреспондентской бригады «Православной школьной газеты» состоялся в коломенскую церковь Троицы-на-Репне, в которой в конце XVIII века служил отец святителя Московского Филарета.
Считается, что именно с этой церкви открывается замечательный вид на Коломну и ее окрестности. Но для этого надо въезжать в древний город со стороны соседних Озер. Мы же путешествовали почти из Москвы, и первое, что открылось нашим взорам – это дворец конькобежного спорта Московской области «Коломна» и купола Успенского кафедрального собора. У кремлевской стены мы сворачиваем направо, три минуты петляем по старинным коломенским переулкам – и мы у цели.
Из светлого здания воскресной школы выходит клирик Троицкого храма священник Георгий Муравлев, с которым меня связывает давнее знакомство еще по годам службы в Успенском кафедральном соборе, а так же по Коломенской Духовной семинарии.
Времени даром не теряем. Разделяемся на несколько групп и приступаем к работе. Главными собеседниками стали о. Георгий Муравлев (ГМ) и директор воскресной школы Анастасия Александровна Киселева (АК).

- Отец Георгий, Вы должности не имеете в школе?
- (ГМ). Не имею.
- Я попрошу представиться других участников беседы.
- Священник Андрей Згонников.
- Мария Михайловна Згонникова.
- Наталья Николаевна Деянова.
- Вопрос к присутствующим преподавателям: какие предметы ведете?
- (АК). Предметы мы ведем практически все. У нас многопрофильные преподаватели. Знают и могут вести и Закон Божий, и Священную Историю, и основы нравственности. Некоторые преподаватели разработали свои авторские курсы.
– Школа большая у вас? Сколько в ней учеников?
- (АК). Порядка 40-50 человек.
- Когда она открылась?
- (АК). Сразу же, как только передали храм. В 1998 году. Прихожане пришли со своими детьми. И сразу же было решено детей организовать.
- Как все складывалось поначалу? Как искали первых преподавателей, как появились первые ученики?
- (АК). Ну, первыми учениками стали дети прихожан. Потом их соседи начали приходить. Пару раз давали объявления.
- (ГМ). Начали приходить и ребята с улицы.
- (АК). Да, они увидели, что в храме появилась какая-то жизнь, возник интерес. Они приходили, узнавали и оставались в храме.
- (ГМ). Ну а начал преподавать в воскресной школе я.













- Так Вы – первый преподаватель?
- (ГМ). Да. Начал преподавать Закон Божий. У нас еще не было этого замечательного здания, которое есть сейчас, и мы с детьми ютились в одном помещении в колокольне. Там низкие потолки, окон не было, не проветривалось, было тесно. Но мы не унывали. Организовывали экскурсии, паломнические поездки, изучали Закон Божий. К Рождеству Христову и Пасхе устраивали праздники для прихожан. Этот этап остался позади. Теперь у нас и профессиональные преподаватели, и соответствующие помещения.
- А откуда появляются преподаватели?
- (АК). Приходят.
- (ГМ). Заводятся.
- Они сами приходят или вы их находите?
- (ГМ). Приходят сами.
- (АК). Да. Приходят с желанием поработать. У нас в городе свой педагогический институт. Это большой плюс. Церковные люди, имеющие педагогическое образование, хотят себя реализовать. Они чувствуют в себе силы и желание заниматься с детьми не только в общеобразовательной школе по своим предметам, но и воспитывать детей в любви к Богу и друг ко другу. Так что у нас все преподаватели пришли сами. Никаких объявлений не было.
- Сколько сейчас преподавателей?
- (АК). У нас 8 преподавателей. Наверно, нескромно так говорить, но наш нынешний педсостав – это наша гордость. У нас все либо уже с высшим педагогическим образованием, либо учатся в пединституте. Двое последних – это очень молодые, но очень интересные преподаватели. Василий Константинович Хрулёв преподает изобразительное и прикладное искусство. Он так же готовит с детьми декорации к спектаклям. Валерия Юрьевна Муравлева занимается с детьми музыкой, занимается с вокальной группой, готовит детей к пению на клиросе и сама подбирает и пишет музыку к спектаклям, обрабатывает ее на синтезаторе.
- А приходящих педагогов вы сразу бросаете в бой или устраиваете им проверку?
- (АК). Сначала, безусловно, беседуем с преподавателями, потом они присутствуют на наших занятиях.
- А кто проводит беседы?
- (АК). Настоятель храма и я. Каждый со своей стороны. Потом мы присутствуем на занятиях новых педагогов и поначалу что-то подсказываем, какую-то работу проводим вместе. А потом оставляем их одних.
Некоторые уроки проводят сами дети – старшие ученики. Они, если есть у них такое желание, пишут конспект урока и показывают его нам.
Кстати, за пополнение преподавательских кадров в этой школе могут не волноваться. Многие дети заявили о своем желании стать учителем. Причем провозгласили и концепцию, согласно которой они собираются формироваться на педагогическом поприще: «Учитель должен быть требовательным, но не очень строгим».
Не останется без священников и церковь Пресвятой Троицы на Репне. Будущие священники среди учеников тоже есть.
- Вы упомянули о клиросе. Детский хор поет на службах?
- (АК). Пока немного. В основном, молебны. Иногда нас допускают на Литургии. Но поем небольшие кусочки.













- Сколько человек в детском хоре?
- (АК). Десять. Я, может быть, потороплюсь, но у многих родителей было такое желание, чтоб дети посерьезней готовились именно к пению на клиросе. Поэтому 2 года назад при нашей воскресной школе (точнее, при благочинии) была организована церковно-хоровая школа, которая занимается здесь ежедневно. В то время как воскресная школа – только в воскресенье. У этой церковно-хоровой школы практически статус музыкальной. Со всеми предметами: инструмент, музыкальная литература, сольфеджио и хор. Руководит о. Андрей Черноризов.
- Количество учащихся увеличивается?
- (АК). Увеличивается. И это радостно. В этом году у нас уже 5 возрастных групп. И если поначалу мы занимались в колокольне (там в одной группе были дети 5-15 лет), потом в колокольне и храме, то теперь нам не хватает и нового здания.
- Сколько лет самым младшим?
- (АК). Около пяти. А старшим 13-14. Потом они уходят в молодежное братство.
- Сколько лет может проучиться в вашей школе пришедший сюда ребенок?
- (АК). Потолком является возраст. Пока до 14. Но мы хотим поднять эту планку. Не хотим отпускать детей из своих стен.
- Как организован сам учебный процесс?
- (АК). После Литургии мы собираемся в этом здании...
- На Литургии обязательно присутствие учеников?
- (АК). Желательно. Кто не присутствует постоянно – для тех есть дни общего причастия. Но мы просто предлагаем им придти. Не заставляем. Ибо есть дети из нецерковных семей. У них не всегда получается приходить.
- Итак, после службы начинаются занятия...
- (АК). Да, но сначала трапеза. Ибо 80-85% учеников постоянно бывают на службе.













- Чай или обед?
- (АК). Чай с бутербродами. А с началом Великого поста начали готовить обеды. К этому привлекаем и родителей. Есть дежурство родителей и дежурство преподавателей по кухне. Далее – занятия. По 30 минут. По 2-3 основных предмета в зависимости от возраста. Потом прикладные предметы: музыка, рисование, вышивание, бисероплетение, театральное искусство.
- Какие предметы являются основными?
- (АК). Основными? Закон Божий, история Церкви, Священная История, Литургика (в старших классах). К сожалению, у нас нет такого предмета, как церковнославянский язык. Пока не получается. Еще в старших классах есть религиоведение. Да, и еще основы нравственности.
- Во сколько расходятся старшие классы?
- (АК). В 14.00. Иногда задерживаются до трех, если есть репетиция. Тогда – с дополнительным чаепитием.
- Помимо воскресных дней с детьми встречаетесь?
- Только на репетициях и экскурсиях. И во время паломнических поездок. Но это в планах есть. Детям хочется встречаться чаще.
Еще бы! Ведь здесь, как мы узнали от учеников, «очень интересно. Каждый раз что-то новое». И совместное заявление встречавшей нас в тот день детской группы воскресной школы храма Троицы-на-Репне: «Мы не хотим отсюда уходить!!!»
Педагоги, примите во внимание и реализовывайте свои планы активнее!
- Вернемся к зданию школы. Когда оно было построено? Кто инициатор?
- (ГМ). Инициатор – настоятель храма. А построили года два назад.
- (АК). Строительство началось в 2002 г., а в 2005-м все уже было окончательно доделано.
- (ГМ). Тут помимо воскресной школы занимается община глухих, которая действует при нашем храме. Для них у нас проводятся богослужения с сурдопереводом. Так же проходят занятия инвалидов. Проводятся занятия по Основам Православной культуры и переподготовке для учителей города и района, а так же всего юго-восточного региона.
- (АК). Для преподавателей ОПК в общеобразовательных школах 2 раза в месяц тут проводятся евангельские чтения. То есть для учителей тут не только ОПК и переподготовка. А они еще имеют возможность пообщаться друг с другом, со священником.
Мы стараемся не оставлять без внимания и родителей. Для них у нас тоже воскресная школа. У нас для них 2-3 беседы в месяц. Их проводит либо священник, либо я – по вопросам педагогики и воспитания детей. В остальное время, когда нет бесед – мы показываем фильмы.
Родители в частной беседе с нами выражали признательность руководству школы за заботу о них. Кроме того, при храме функционирует библиотека, которой родители активно пользуются.
Кажется, родителям удалось сформулировать то главное, что дает воскресная школа именно им: «Нам здесь помогают быть хорошими родителями».
- Сколько учебных классов в этом здании?
- (АК). Ну, полностью учебный – только один класс. А еще здесь есть актовый зал.
- На сколько мест?
- (АК). На 60. Сейчас нам его уже не хватает для проведения больших праздников. Большие праздничные мероприятия у нас сейчас вынесены в храм.
- (ГМ). А для занятий в этом здании мы задействуем 5-6 помещений.
- Родители дежурства не игнорируют?
- (АК). Нет. Не все относятся с энтузиазмом, но приходят все.
Впервые в практике наших репортажей родителям не нашлось чего пожелать воскресной школе. Настолько полным было их единодушие с позицией руководства
, и настолько велика была их благодарность преподавателям и ко всему, что здесь происходит. Всех нас очень тронул рассказ о ребенке, который один-единственный раз проспал занятия. Нам стало ясно, что этот день был самым черным в его жизни.
- Теперь отдельное слово о внеклассных мероприятиях.
- (АК). Да. Одно из наших самых любимых занятий – спектакли. Это увлекательный творческий процесс. Мы все делаем сами, начиная с написания сценария. Никогда не пользуемся готовыми сценариями. Так же сами подбираем музыку. У нас 2 спектакля в год – на Рождество и на Пасху. Больше пока не получается.
В этом году мы получили диплом за участие в вертепном фестивале, который проходил в нашем городе. Были представители профессиональных театров Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля и других городов. Мы были единственным коллективом из воскресной школы. Наш спектакль очень понравился и зрителям, и критикам.
- У вас каждый год новые спектакли?
- (АК). Да, пока еще не повторялись.
- Сколько премьер у вас уже было?
- (АК). С 2000-го года. Можно посчитать.
- Где показываете спектакли?
- (АК). Здесь, в нашем помещении. Приходят родители и прихожане. Еще организуем в городе, в здании Культурного центра «Лига», пасхальные и рождественские фестивали, где участвуют все желающие воскресные школы.
- Спектакли, как я понял, музыкальные?
- (АК). Да.
- С песнями?
- (АК). Да.
- Дети сами поют?
- (АК). Да.
- Какова продолжительность спектаклей?
- (АК). 15-20 минут. Сейчас к Пасхе мы готовим большой спектакль. Много танцев, много песен. Минут на 30.
- Сколько участников?
- (АК). Все дети.
- Ну, теперь о поездках.
- (АК). Поездки у нас разные. Это и экскурсии по родному городу. В нем много интересного. Мы посещаем не только храмы и монастыри, а еще и выставки в Школе ремесел, в КЦ «Лига», в Выставочном центре «Дом Озерова». Ездим в паломнические поездки с элементами туризма. Например, в с. Андреевское, с. Богородское. Это недалеко от города. Там храмы только восстанавливаются. Мы служим там молебны, купаемся в источниках, проводим подвижные игры, обязательно бывает костер. Вот так активно проводим время на воздухе.
Есть и серьезные поездки. Оптина пустынь, Дивеево, Москва. В Москве посещаем не только святыни, а еще и спектакли и музеи.
- Как часто бывают поездки?
- (АК). С учетом городских – 3-4 в год. Больших – 1-2.
- Кто оплачивает?
- (АК). По-разному. Когда спонсоры, когда родители. Бывает и комбинированный вариант.
- (ГМ). Один раз проводили выездной лагерь в с. Богородское. Там у нас приписной храм. Дети жили в палатках, посильно помогали в восстановлении, приводили в порядок территорию. Но пока это единственный случай.













- Сколько человек было в лагере?
- (ГМ). Человек 15. Взяли в воинской части армейские палатки. В фургоне была кухня с газовыми баллонами. Ели на открытом воздухе, в храме читали молитвы. Была Литургия, молебны, играли в подвижные игры, купались.
- Повторять думаете?
- (ГМ). Дети просят. Но есть еще некоторые технические сложности.
В самом деле, дети просят. И не только лагерь. Все внеклассные мероприятия ученики вспоминают охотно и ждут их повторений.
- Что еще проходит из внеклассных мероприятий?
- (ГМ). Некоторые дети из нашей воскресной школы участвовали в молодежном миссионерском походе, который уже третий год проходит в Коломенском районе. Посещали отдаленные от действующих храмов населенные пункты, совершали Литургии, панихиды, молебны на местах разрушенных храмов. Всё это было сопряжено со спортивными элементами.
- Вернемся к учебному процессу. Как проходят занятия? Оценки ставите?
- (АК). Нет, мы вообще против оценок. Мы стараемся так проводить уроки, чтоб детям стало интересно. Вот наша цель. Чтоб они хотели больше узнать. Мы их «провоцируем» задавать вопросы для более углубленного изучения. Но без оценок.
- А домашние задания?
- (АК). Иногда бывают. Непостоянно, нерегулярно. В первую очередь на дом задаем творческую работу.
Дети, действительно, хотят узнать больше. Нам запомнился неподдельный детский интерес к изучаемым дисциплинам. Ученики рассказали нам практически о каждом предмете. Особенно порадовало, что о любимых предметах дети готовы беседовать обстоятельно, с указанием пройденных тем. Из видов домашних творческих работ, как показалось, наибольшей популярностью у детей пользуются доклады. «На разные темы пишем. О святых, по истории Православной Церкви. По религиоведению – о той религии, которую проходим. Когда возникла¸ где возникла. Ислам, буддизм, ветви, которые расходятся от буддизма».
- Что в планах?
- (АК). Ну, организовать занятия молодежи. Организовать выезд со спектаклем в те же Андреевское и Богородское. Организовать работу учеников в интернатах с маленькими детьми.
Еще чтоб ученики больше физически трудились на восстановление храмов. Чтобы мы не были замкнуты только на себе.
- (ГМ). И необходимо чаще проводить летние лагеря.
- (АК). Еще родители просят организовать городской лагерь. Чтоб 2-3 недели ребята проводили при храме. Опять же – с поездками и походами.
- А проходят ли какие-либо встречи с другими воскресными школами?
- (АК). Да. Кроме городских фестивалей мы еще ходим друг к другу в гости. Дружим с воскресной школой из Щурово, со школой Вознесенской церкви г. Коломны.
Еще у нас проходят городские викторины и олимпиады.
- Успехи есть?
- (АК). Конечно! С каждым годом вопросы усложняются, но дети с ними справляются.
По сложившейся в наших выездах традиции, дети принимающей стороны нас долго не отпускали. И если в Видном в детском саду нам пели песни и читали стихи, в Лыткарино мы услышали подробный детский рассказ о новомучениках лыткаринской земли, то здесь нашему вниманию был предложен импровизированный фортепианный концерт.
Потом нас ждал чай. Перед началом трапезы о. Георгий Муравлев поблагодарил за оказанное им внимание и на память о нашем посещении подарил воскресной школе «Надежда» игрушечного слоненка.
После чаепития оба директора встретившихся учебных заведений осмотрели школьное здание, а дети двух школ продолжили знакомство на улице в подвижных играх.
Но все рано или поздно подходит к концу. Совместный снимок – и мы возвращаемся домой. Расслабляться некогда. Впереди – Христова Пасха!
Священник Олег Матвейченко

 

 

 

Церковная школа Никольского храма с. Ермолино Видновского благочиния



Первый наш выезд был в Никольский храм с. Ермолино Видновского благочиния. Вернее, в детский сад №9 «Солнышко» г.Видное. Почему именно туда – сейчас узнаете.
Итак, вечер 23 ноября. Мы на территории детского сада. Малыши, осведомленные о нашем приезде, радостно стучат нам в окно и машут руками. Мы проходим в корпус и приступаем к разговору. В одном помещении расположились настоятель Никольского храма священник Сергий Гуданов (СГ) и клирик храма священник Виктор Ястремский (ВЯ). С ними беседовал руководитель выездной бригады. Остальные группы разошлись по другим кабинетам.
- С какого времени существует ваша школа? Как она возникла? И почему не в храме, а именно здесь, в детском саду?
- (СГ). Возникла школа 2 года назад, с момента моего назначения настоятелем храма. Правда, были опыты посещения данного детского сада другими священниками. Но поскольку в наш храм ходят многие и родители, и дети, и воспитатели этого сада, то он и закрепился за нашим храмом.

Очень нестандартно возникла эта школа. Ведь сейчас при каждом храме священники стараются открыть воскресную школу. Но попытка сделать это в нашем храме не увенчалась бы успехом, если бы мы организовали школу на территории храма. Дело в том, что до нашей церкви добираться не очень удобно. Дети в основном маленькие и просить, чтобы родители водили их к нам постоянно или возили на машинах, почти невозможно. Они приведут их раз, два. А на третий мы уже останемся без наших маленьких прихожан. И тогда возникла идея создать православную группу из маленьких детишек на территории данного детского сада, чтобы регулярно с ними общаться, воцерковлять их.
- Почему именно данный сад?
- (СГ). Ну, потому что с руководством этого садика были хорошие взаимоотношения. Одна из воспитательниц – постоянная прихожанка нашего храма. И наше движение навстречу друг к другу было обоюдным.
- Ну, а как строится сам учебный процесс?
- (ВЯ). Занимаемся мы 1 раз в неделю. Дети тут маленькие: 4-6 лет, поэтому наши занятия проводятся в форме бесед.
- Вы вклиниваетесь в местное расписание или занимаетесь уже в конце дня, когда сам детсадовский процесс уже завершен?
- (ВЯ). Мы занимаемся уже после сна. Когда дети уже более-менее свободны. Изначально был цикл бесед о Боге, что такое Бог, основы Православной веры. На простейшем языке, чтоб до детей донести, чтоб в голове могли вместить. Потом был цикл бесед «Наш дом», «Наша семья». Естественно, всё с православной точки зрения. Вот – у нас есть семья. Но есть и семья большая – Церковь. Вот так пытались объяснить. Что-то брали из книги «Открытый урок» Людмилы Суровой. Хоть там рассчитано и на более старший возраст, но мы какие-то моменты опускали, видоизменяли.

Потом был цикл бесед уже по основным моментам Ветхого Завета. А в этом году цикл бесед построен на церковных праздниках. Мы стараемся посещать детей либо накануне, либо в сам праздничный день.
Наша цель – не подавить у детей творческий процесс. Сохранить живую связь педагога с конкретным ребенком. Чтобы дети не уходили в себя, чтоб они были открыты, чтоб шел диалог. Дети поначалу смущались, а теперь уже задают много вопросов священнику. Есть общение и с родителями. Они приходят за детьми и, как правило, задают батюшке вопросы.
- Вы с какой-то конкретной группой занимаетесь?
- (ВЯ). Да, с конкретной группой. Она сформирована с учетом пожелания родителей. Конечно, каждый год дети уходят из группы в школу, в группу приходят новые дети, несколько человек уходит в течение года по инициативе родителей. Но костяк группы остается.
- Значит, все проходит в форме бесед? А опрос вы проводите?
- (ВЯ). Естественно. Но всё в непринужденной форме. Чтоб детей вовлечь в диалог.
- А какая-нибудь внеклассная работа проводится?
- (ВЯ). Да, дети делают интересные концерты, рождественские и пасхальные. Участвуют в разных мероприятиях, причем иногда за рамками этих стен. У нас и в храме проходят беседы. Мы приглашаем детей на службу, они приезжают, причащаются (они уже имеют представление о Таинствах), после чего – чаепитие и беседа в храме. О храме, о святых, об иконах. Еще было несколько поездок в монастыри: в Троице-Сергиеву Лавру, Оптину пустынь, Нилову пустынь. Ездили и с детьми, и с родителями. Мы часто рисуем. На определенные темы.

К слову о мероприятиях. В кабинете заведующей мы увидели кубок, завоеванный сборной малышей этого сада по мини-футболу. Дети заняли первое место в розыгрыше кубка Ленинского района!
- Выставки устраиваете?
- (ВЯ). Выставки устраиваем в нашем храме. Они обычно приурочены к праздникам.
- Кто организовывает поездки?
- (ВЯ). Инициатива исходит от воспитателей детского сада.
Воспитатели нам рассказывали, что некоторые дети и родители даже принимали Крещение после поездок.
- А сами родители заинтересованы в занятиях, на ваш взгляд? Или равнодушны?
- (ВЯ). Ну, они же сами отдали детей сюда. Я часто беседую с родителями в раздевалке. Так вот: в глазах у них интерес и небезразличие. Они понимают, что Православие – это основа благополучного общества, благополучия конкретного ребенка.
Родители с благодарностью отзывались о той работе, которая проводится с их детьми:
- Здесь она совсем другая, чем дома.
- Есть, конечно, родители, которые высказывают претензии. Но ведь никто не мешает перевести ребенка в другую группу. А здесь обязательно посеют доброе зернышко.
- Плохому здесь не научат.
- А мне моя говорит: «Мама, я в школу не пойду, буду всегда в сад ходить».
- Детский сад стал вторым домом для детей.
- Мы детей никак не можем отсюда забрать. «Мам, еще немножко. Мам, еще немножко».

- Здесь всё как-то складывается, люди друг с другом объединяются.
- Дети нас сами теперь обучают.
- А если родители пожелают, чтобы занятия продолжались и после ухода ребенка из садика в школу?
- (СГ). Мы не против. И при храме помещение есть. Если будет пожелание детей и согласие родителей на занятия уже в храме – то, естественно, отказа не возникнет.
- А каков количественный состав православной группы?
- (ВЯ). Около 20 человек. Иногда чуть больше.
- Сколько по времени продолжаются занятия?
- (ВЯ). Около 40 минут. Иногда 50.
- Возраст детей?
- (ВЯ). От 4 до 6 лет.
- Были ли желающие из других групп перейти в вашу группу?
- (ВЯ). Да, переводилось несколько детишек.
- Вот такой вопрос. Когда дети уходят из группы в школу, связь с ними прерывается? И вы занимаетесь уже с другими детьми?
- (ВЯ). Есть задумка об устройстве лагерей. Летом сначала, а потом и зимой. Чтобы там встречались те, кто уже ушел из группы в школу с теми, кто сейчас в группе занимается.
- (СГ). Я добавлю. Поскольку дети маленькие, внимание родителей к этим детям велико. И не всегда родители поддерживают нашу инициативу или инициативу детского сада о поездках, лагерях. Ибо понимают, что либо им самим придется сопровождать детей, либо они должны быть на 100% уверены в нас либо в воспитателях. Чего подчас не происходит. Вот эту стену сломать – наша задача. Чтоб найти общий язык с родителями, чтоб они были спокойны за своих детей. Как в физическом, так и в духовном смысле.
- Значит, все-таки есть перспективы не покидать детей, которые из садика уходят в школу?
- (СГ). Ну, все же совсем они не уходят. И на глазах у нас они будут. И общение будет продолжаться. Ведь в наш храм ходят и многие их родители, и воспитатели. И насколько я понимаю (хотя тяжело говорить за людей): связь с нашим храмом не будет прерываться.
- Вообще, мы сначала проводили анкетирование всех родителей, - говорит заместитель заведующей Надежда Валентиновна Клычникова (НВ), - спрашивали, как они относятся к тому, что дети будут знакомиться с православными праздниками, традициями, с православной культурой. У нас даже есть мусульмане в детском саду. И они сказали, что не против изучать традиции других народов. В результате желающих посещать занятия оказалось много, больше, чем может вместить одна группа. Ведь набор ограничен. И те, кто не ходит в группу, посещают так называемый кружок. Туда могут приходить и дети, не посещающие детский сад. И наши «выпускники», кто уже ушел в школу. Из 1-го класса, 2-го, 3-го и даже 4-го! Про сад не забывают, приходят, занимаются и общаются. Участвуют в праздниках. И дети из других групп чуть не со слезами просят, чтоб им разрешили участвовать в наших праздниках.
- Где проходят праздники?
- (НВ). Большие пасхальные и рождественские спектакли мы показываем в детском саду детям и родителям, а так же в Никольском храме прихожанам. У нас с этим храмом давняя дружба и плодотворное сотрудничество. На Рождество и Пасху о. Сергий с матушкой привозят подарки и ходят по всем группам. А дети поют тропарь. На Рождество дети сами ходят колядовать. Сотрудники об этом знают и готовят конфеты, печенье.
- В храм многие дети ходят? Разумеется, кроме тех случаев, когда приезжает вся группа?
- (СГ). Естественно, регулярности (чтоб каждое воскресенье ходили) пока нет. Иначе бы мы организовали школу на территории храма. Но, как я говорил, до храма очень неудобно добираться.
- А от родителей бывают предложения о помощи, сотрудничестве? Поступают ли от них какие-нибудь идеи? Или они просто приводят детей на занятия и устраняются?
- (СГ). Конечно, устранения больше, чем сотрудничества и идей.
- Не возникало ли конфликтов, непонимания с руководством сада, образовательными структурами города и района?
- (ВЯ). Нет, они с радостью идут навстречу.
- Есть ли вообще уверенность в будущем? Например, что вас отсюда не выгонят?
- (СГ). В современном обществе уверенности вообще мало в чем бы то ни было. Но все же наши отношения с руководством детского сада, с воспитателями позволяют смотреть в будущее с уверенностью.
Кроме того, идет развитие города Видное. Часть города, где находится наш храм, сейчас застраивается домами. В перспективе там будет большой микрорайон. И будет, разумеется, благоустроенное дорожное сообщение. Когда это произойдет, мы уже спокойно любые проекты сможем осуществлять на территории храма. Уже не нужно будет никого возить на машинах по бездорожью. Не надо будет ни с кем договариваться.
- Как в перспективе планируете работать с детьми? Самостоятельно или будете привлекать педагогов?
- (СГ). И то, и другое. И педагоги, и воспитатели есть. И мы сами тоже будем заниматься.

- Местные воспитатели помогают вам в учебном процессе?
- (ВЯ). От воспитателей есть и помощь, и инициатива. Они и в учебном процессе помогают нам, и дополнительно занимаются с детьми, когда нас нет. Объясняют детям, если те чего-нибудь не поняли, помогают тем, кто не был на занятии. Помогают в выполнении небольших домашних заданий.
- А сами циклы и тематику бесед вы составляете?
- (ВЯ). Да. Я стараюсь пользоваться литературой, и какие-то свои наработки есть. Но даже если используем литературу, то вносим свои коррективы, ибо нельзя копировать слепо.
- Наглядные пособия используете?
- (ВЯ). Да, приносим картины, иконы, плакаты. Без наглядных пособий – совсем неполная картина для ребенка. И ребятам нравится! Они даже дома своих младших братьев и сестренок учат молитвам и праздникам.
- Петь еще не пробовали?
- (ВЯ). Нет, пока не пробовали.
- А в планах есть?
- Идеи есть разные.
В заключение отец Сергий благодарит всех людей, которые имеют отношение к созданию церковной школы в детском саду №9 «Солнышко» г. Видное. И начальника управления образования Ленинского района Ольгу Федоровну Титову, и начальника сектора развития дошкольного образования Светлану Петровну Гнедову, и заведующую д/с №9 Любовь Кузьминичну Пыхтину, и ее заместителей, и всех воспитателей.
А мы спускаемся вниз. К детям!
Вот где бушует настоящая жизнь детского сада. Дети были нам очень рады. Улыбались, смеялись, рисовали и показывали свои рисунки, играли, читали стихи и даже исполнили нам песню о России. Ну и, конечно, отвечали на наши многочисленные вопросы.

Рассказывали, чем они тут занимаются: «Рисуем, танцуем, разучиваем и поем песни, слушаем батюшку, ездили в поездку на автобусе. 2 дня ехали». Пересказывали нам то, что слышали от батюшки.
Говорили о своих любимых играх – дочки-матери, пазлы, куклы, в больницу. Делились планами на жизнь. Перед нами, как выяснилось, сидели будущие врачи, хирурги, повара, строители («Буду ходить в каске, чтоб кирпич на голову не упал»), милиционеры, парикмахеры, балерины, учители гимназии, воспитательницы, заведующие детскими садами и даже священники. Дай-то Бог, чтоб все самые светлые детские мечты реализовались. Больше часа мы провели в играх и общении с маленькими учениками церковной школы Никольского храма с. Ермолино. Но... Всё хорошее часто кончается. И нам надо было уезжать. Мы получили приглашение на рождественский спектакль и на все другие спектакли, которые когда-либо будут показываться в этом садике.
На прощание зам. заведующей Надежда Валентиновна произнесла запоминающиеся слова: «Пока нашим детям нравится, что с ними играют, говорят о Православии. Но они станут старше, появятся другие игры. Дети начнут сравнивать. Кто-то, может, и соблазнится. Скажет, что всё было ерундой. А для кого-то, может, посеянное здесь семечко и прорастет».
Верим в это!
А путь наш лежал в село Ермолино, к Никольскому храму. По обещанному самому настоящему бездорожью. Действительно, о школе на территории храма приходится временно позабыть. Мы осмотрели храм и его окрестности. Особенно древнее кладбище с массивными каменными надгробиями.
Сфотографировались и услышали от о. Сергия на прощанье замечательные слова: «Спасибо, что приехали. Когда видишь, что к нашему делу есть интерес, - хочется работать еще больше!»
И Вам спасибо, отец настоятель. За Ваши труды. Но мы поймали Вас на слове. Вы обещали работать еще больше. Так что к Вам мы еще обязательно вернемся.
И наша машина через мгновение растворилась в ночной мгле.

 

 

 

Воскресная школа Петропавловского храма г. Лыткарино



Эта школа возникла совсем недавно. Ей всего три месяца. А к новичкам – всегда уйма вопросов. Вот мы и приехали их задавать.
Школе пока тяжело. Она ютится в нескольких комнатах жилого (!) дома. Но школа не унывает и пребывает в великолепном расположении духа. В этом мы убедились, поднимаясь по ступенькам подъезда на второй этаж – дети за дверью шумели и веселились от души! А в корреспондентской бригаде всё по-прежнему: разделились на 4 группы и разошлись по 4-м комнатам. Это для того, чтобы одновременно побеседовать с духовенством храма, педагогами-мирянами, родителями и детьми.
Наши главные собеседники – настоятель храма священник Василий Александров (ВА) и директор воскресной школы священник Александр Ионов (АИ).
- Итак, у вас возникла воскресная школа?
- (ВА). Да.
- Расскажите, как вы к этому пришли? Были ли лыткаринские дети лишены слова Божия до возникновения школы?
- (ВА). Были попытки организовать воскресную школу, но за недостаточностью кадров (а настоятель занимался организацией практически один) все попытки сводились на нет. Детей с каждым разом становилось меньше и меньше.
Вскоре после моего назначения в храме появился еще один клирик. И тогда организационные вопросы сдвинулись с места.

Трудностей пока много. И мы очень нуждаемся в помощи. Особенно сейчас. Прихода не бывает без воскресной школы, он без нее не будет развиваться. Только за детьми будут приходить взрослые. Поэтому нужно, в первую очередь, приглашать детей. Но для детей надо создавать необходимые условия. Школа уже есть, дети уже учатся. Но мало помещений. И условия пока далеки от идеала. Поэтому необходима спонсорская помощь. Обо всем этом я говорю всем директорам в городе на различных мероприятиях, когда речь заходит о развитии прихода.
Справедливость мысли о. настоятеля о приходе взрослых вслед за своими детьми блестяще подтвердилась в беседе с родителями, которые сказали:
- Дети уже нас учат. Мы не знаем многого. На некоторые вопросы мы уже и не можем им отвечать. Приходится и самим открывать учебники, чтобы быть подготовленными к разговору с ними хотя бы на равных.
- Настоятель прихода хочет создать воскресную школу. Что для этого нужно? Как это сделать?
- (ВА). Самый простой способ: повесить объявление о наборе и обратиться в действующую воскресную школу за уже существующими программами и наработками. Мы обратились в воскресную школу «Надежда» в Люберцах.
- Как найти людей, которые будут работать в школе?
- (ВА). Заранее нужно договариваться. У нас пока немного людей работают. Всего три преподавателя. Светлана Анатольевна Демьянчук преподает пение. Она является директором центра молодежи дома культуры в городе и автором-песенником. У нее есть известные песни, которые звучат и в стране, и за рубежом. И сейчас она продолжает творческую деятельность. И так же у нее есть идеи по занятию с детьми в воскресной школе.

Светлана Анатольевна о своих ближайших планах сказала нам следующее:
- Хочется сделать с детишками небольшой хороший спектакль к Рождеству. А со стороны центра молодежи мы уже подготовили программу, чтоб и детей туда привлечь, и устроить праздник.
А отец Василий продолжает свой рассказ:
- Отец Александр Ионов, преподаватель Свято-Тихоновского Университета, является у нас директором школы. Третий преподаватель – Елена Александровна Лисенкова. Она окончила искусствоведческий факультет МГУ и Свято-Тихоновский Университет. У нас она занимается со взрослыми и преподает детям агиографию.
- Теперь, пожалуйста, непосредственно о построении учебного процесса.
- (АИ). Занятия у нас проходят так. В воскресенье дети, по возможности, присутствуют на Божественной литургии. Примерно в полдень, после Литургии, начинаются занятия.
У нас два класса, но первый урок – пение – проходит в обоих классах без разделения.
Преподаватель пения говорит, что это временная мера:
- Дети пока не знают, как правильно брать дыхание, как правильно извлекать звук – поэтому начальные базовые основы мы изучаем вместе. А потом, когда дети научатся владеть своим дыхательным аппаратом, обязательно будем делить их по возрасту.

Мы поем и молитвы, и детские песенки, и русские народные попевки. Чтобы не было усталости, детям необходима постоянная смена репертуара.
Есть свои сложности. Главная – мало своих наработок. И хотелось бы обратиться за помощью к людям, уже имеющим опыт работы с детским хором, у которых есть адаптированный для детей нотный материал.
Но вернемся к рассказу директора школы.
- После пения проходит общая трапеза. После нее дети делятся на группы. У малышей проходят занятия по Закону Божьему, которые веду я. Старшие дети в это время изучают агиографию. После этого я перехожу в старшую группу, а малышей мы отпускаем.
- Где проходят занятия?
- (АИ). Занятия проходят в этом же помещении (в котором мы находимся – прим. ред.).
- (ВА). Важно отметить, что воскресная школа находится в жилом здании, в котором свободны только некоторые помещения, используемые приходом. В остальных проживают люди. Но они против ничего не высказывают. А специального здания воскресной школы, специальных помещений у нас пока нет.
- Есть ли что-либо помимо занятий?
- (АИ). Проводится работа и в других формах. Недавно был день памяти преподобномученика Гавриила Лыткаринского. Накануне у нас было занятие, посвященное памяти этого святого. Потом все дети исповедовались и причащались.

К нам в гости приезжали дети из Успенского храма в селе Жилино. Мы проводили совместное занятие, общую трапезу, после чего для гостей силами преподавателей и детей была проведена экскурсия. Мы рассказали о своем приходе, о церковной жизни на нем, об истории храма и города. Показали Петропавловский и Никольский храмы.
Сейчас мы планируем съездить в воскресную школу храма Казанской иконы Божией Матери г. Котельники, где раньше преподавал я сам. Там должен пройти открытый урок, посвященный новомученикам люберецкой земли. Наши дети расскажут о преподобномученике Гаврииле Лыткаринском и священномученике Леонтии (Гримальском), а дети из Котельников – о священномученике Вячеславе Котельниковском.
- Используете ли на занятиях пособия, литературу? Или сами все составляете?
- (АИ). Программы, которые легли в основу занятий, были позаимствованы в воскресной школе «Надежда» Свято-Троицкого храма г. Люберцы. На уроках Закона Божьего я использую, в первую очередь, одноименный учебник протоиерея Серафима Слободского. Не потому, что нет других. Просто этот - самый доступный, и программа составлена на его основе.
- (ВА). А по агиографии Елена Александровна использует и видеокассеты, и различные жития святых. Вообще, занятия только начались. И большой объем детям пока не нужен. Им пока важно просто понять, что такое православная жизнь, что такое воскресная школа. И потому главный акцент сейчас делается на простое общение с детьми.

- (АИ). Кроме того, Елена Александровна привлекает и богатый краеведческий материал, и различные пособия по краеведению.
- У вас уже есть какой-то план развития воскресной школы?
- (ВА). Наша основная задача – поставить образовательный процесс на твердую почву. А после этого уже будем что-то планировать. Исходя из имеющихся возможностей.
- (АИ). Сейчас для нас самое главное, чтобы дети находились в храме, были поближе ко Христу, участвовали в Таинствах Церкви.
- Сколько сейчас человек обучается?
- (АИ). Сейчас 27.
- (ВА). Но желающие постоянно прибывают.
- (АИ). Только вчера были заполнены новые анкеты.
Во многом школа пополняется благодаря самим ее ученикам. Родители говорят:
- И друзьям наши дети передают свои знания. Вот, Федя ходит в воскресную школу. И два его друга недавно тоже пришли.
- Воскресная школа постоянно увеличивается. Будет больше детей, больше классов. Преподаватели найдутся?
- (ВА). Будем искать. Уже ищем. Людей способных много, с разным образованием.

А в ближайшем будущем рядом с храмом вырастет большой микрорайон. В настоящее время в прилегающем к храму микрорайоне проживает 2 тысячи человек. А планируется – 12 тысяч.
- (АИ). Так что количество учащихся непременно прибавится. Кроме того, город наш большой, и знают о школе еще не все.
- Объявление о наборе только в храме давали?
- (ВА). Еще в газете «Лыткаринские вести».
- (АИ). Естественно, в городе на разных мероприятиях мы тоже делаем объявления о воскресной школе.
- Родители школе как-нибудь помогают?
- (АИ). Недавно одна родительница поспособствовала, чтоб у нас появилась техника для просмотра учебных фильмов. Еще мы организуем обязательные дежурства. Родители убирают помещения, накрывают на стол.
Сами же родители благодарны основателям школы:
- Это просто замечательно, что такая школа в городе организовалась.
- Мы детям всего не можем дать. А здесь родительское воспитание и образование полностью дополняется.
И дети не стоят в стороне от общей радости:
- Я очень рада, что открылась воскресная школа. Теперь мы можем получать знания не только в обычной школе, а еще и в воскресной.
- А я сначала боялась приходить. Но меня привели на первое занятие, и я сразу перестала волноваться.
- А я все дома рассказываю, что здесь проходим. Родители внимательно слушают и рассказывают истории из своего детства.

Мечтают папы-мамы и бабушки-дедушки о паломничествах:
- Обещают поездки. И по монастырям, и по другим воскресным школам. Тоже будем вслед за детьми просвещаться.
- Сами-то мы не всегда соберемся, а здесь более организованно.
И дети мечтают:
- Надеемся, что будут мероприятия.
- Хотим в паломничества по разным храмам.
- Хотим, чтоб занятия подольше были.
- Хотим больше о святых знать. Это нам поможет совершать добрые дела и каяться, если что плохое сделаем.
Мечтают детишки и о том, как они вырастут и станут помогать людям:
- Хочу быть строителем. Дома строить и больницы.
- Хочу быть доктором или продавцом в магазине. Помогать, когда детишки рождаются. Делать уколы маленьким. Продавать сладости.
- С самого раннего детства учительницей хочу быть. Учусь в школе, и мне нравятся очень дети, листы, тетрадки, журналы.
Главная же родительская мечта – о Православной школе при храме, где дети получали бы и церковное, и общее образование, чтоб ходили в эту школу каждый день и проводили в ней как можно больше времени. Родители верят, что именно так все и будет.
А дети мечтают о всеобщем счастье и мире во всем мире. Причем обсуждение этих глобальных проблем проходит весело и бурно.
- Хочу, чтоб все люди были здоровы.
- Чтобы не обижали друг друга.
- Чтоб не были жадными.
- И почаще ходили в храм.
- И помогали нуждающимся.
- Стать счастливым человеком можно. Надо молиться, и Господь всё устроит.
- Если ты веришь в Бога, то Бог может сотворить любое чудо для тебя.
- Нужно молиться, выполнять заповеди, слушаться и никого не обижать, быть добрым – и всё будет хорошо.
Что же касается мира на планете, то избавление от террористической угрозы дети видят по-своему искренне, чисто, гениально и просто:
- А нужно помолиться Богу о террористах, и он очистит их черную душу.
Позвольте, дорогие читатели, дать вам совет: пожалуйста, прислушайтесь к детям!
А наша бригада осмотрела Петропавловский храм и по доброй традиции скрылась в ночной мгле.

 

 

 

 

Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков ютуб

электрошокер от собак
00000000000000